ТАНАТОТЕРАПИЯ
Что такое танатотерапия?
Баскаков В.Ю., директор института танатотерапии
Появление «танатотерапии» напрямую связано с одной из базовых проблем Человека и Человечества — невозможности установления полноценного (максимально полного) контакта с процессами смерти и умирания. Реальность смерти, воспринимаемая человеком как его персональная конечность, законченность, летальность («прах», «тлен»), активизирует слишком сильные его чувства. Активизация чувств человека — это активизация его энергии. Для того чтобы согласиться с этим утверждением, вспомните, как начинает вести себя наше тело в тот момент, когда мы испытываем сильные чувства. Тело пытается эту энергию вывести через своеобразную «работу» тела: мы начинаем нервно ходить по комнате, сжимать руки, громко возмущаться (в этот момент, по меткому замечанию сатирика, «пар выходит через свисток»), «размахивать кулаками после драки» и др. Человеческое, окультуренное и цивилизованное («социальное»), тело не способно впитать (другой профессиональный термин — «заземлить») такое количество энергии, которое связано с переживанием смерти (Баскаков В., 1998). Выход из этой ситуации логичен. Смерть удаляется из жизни человека и Человечества, человек выходит из контакта с реальной смертью. Смерть превращается из реальности в имитацию, симулякр (Ямпольский М., Бодрийяр Ж.., 2000). Для этого достаточно взглянуть на экран телевизора — сплошная смерть. Чудеса компьютерной графики достигли такой высоты, что мы видим, как снаряд разрывает тело героя фильма на части. И что? Ничего! Не трогает! Но на показ реальной смерти в кино и на телевидении наложен запрет. Нельзя! Слишком чувствительно! Не избыток ли этой «эрзац-смерти» компенсирует недостаток реальной? Механизм катарсиса, наступающего в момент нашего присутствия рядом с реальной смертью и подчеркивающего в этот момент нашу жизненность, — механизм своеобразного зеркала (может, поэтому в жилище умершего занавешивают зеркала?) активизирует нашу потребность в контакте с этой реальностью. Именно этой жизнеутверждающей силой наполнена гравюра Эшера «Глаз»: если смерть отражается в зрачке глаза — значит, глядящий на нее жив!С другой стороны, перевод смерти из разряда реальности в симулякр превращает этот «запретный» плод не столько в «сладкий», сколько в «страшный». Не только смерть превращается в монстра (Рис.2), но и само слово становится табуированным.Отметим, что традиционно ее изображают леворукой (левшой). Смерть на рисунках косу держит в левой руке или косит ею слева направо. То, что Смерть орудует косой — понятно. Согласно опыту умирающих, вначале у умирающих отказывают ноги («как косой отрезало»). А вот то, что она левша, вытекает из отношения в культуре и социуме к леворукости как к ненормальности (сравни, «прав», «правильно», «правое дело»). Осознавая неотвратимость смерти и, одновременно, зависимость от нее, культура пытается ее таким образом «унизить», сделать непривлекательной (механизм т.н. «соленой конфеты»: ребенок делает сладость непривлекательной в случае невозможности эту сладость получить). Этой же цели служит широко развитый только в нашей стране «черный юмор». Обилие так называемого «черного юмора» (чего только стоят «садистские стишки»!) в нашей стране объяснимо: по подсчетам историков наша страна отличается от других стран обилием войн и революций. А это — сплошь смерть! Только в нашей стране должны были появиться и так широко популярны способы «осмеяния» (снижения значимости) реальности Смерти.Интересно, что в отдельные периоды истории у Cмерти менялся ее инструментарий. Так, в позднее Средневековье француз Жан Коломб изобразил ее со стрелой (Рис.3). Считалось, что гнойные нарывы, свойственные бубонной форме чумы, бушевавшей в то время, остаются от стрел Гнева Господня.Название области и предложенный нами термин — «танатотерапия» — очень четко обозначает главную цель такой терапии — оказание специфической (!) помощи (от греч. thanatos смерть и therapia — уход, забота, лечение) в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с процессами смерти и умирания (Баскаков В., 2001), и, таким образом, отличает ее, с одной стороны, от танатологии — науки о смерти (скорее раздел философии), с другой стороны, — от ухода за умирающими, паллиативной медицины. Хочется подчеркнуть последовательность значений в слове терапия, где на первом месте стоит уход, а лечение — на последнем. Современная медицина, хорошо справляясь с лечением, т.е. с воздействием с целью изменения или приведения к норме, оказывается совершенно бессильной в области профилактики здоровья, здорового образа жизни, т.е в области создания условий (смотри, ниже).В танатотерапии интегрированы знания о разных видах смерти (тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание /остановка, cумасшествие, объектные характеристики тела и др.), предложены конкретные приемы (техники) работы на установление контакта с перечисленными видами смерти.
Материал с сайта В.Ю.Баскакова — https://tanatoterra.com
Что такое танатотерапия?
Баскаков В.Ю., директор института танатотерапии
Появление «танатотерапии» напрямую связано с одной из базовых проблем Человека и Человечества — невозможности установления полноценного (максимально полного) контакта с процессами смерти и умирания. Реальность смерти, воспринимаемая человеком как его персональная конечность, законченность, летальность («прах», «тлен»), активизирует слишком сильные его чувства. Активизация чувств человека — это активизация его энергии. Для того чтобы согласиться с этим утверждением, вспомните, как начинает вести себя наше тело в тот момент, когда мы испытываем сильные чувства. Тело пытается эту энергию вывести через своеобразную «работу» тела: мы начинаем нервно ходить по комнате, сжимать руки, громко возмущаться (в этот момент, по меткому замечанию сатирика, «пар выходит через свисток»), «размахивать кулаками после драки» и др. Человеческое, окультуренное и цивилизованное («социальное»), тело не способно впитать (другой профессиональный термин — «заземлить») такое количество энергии, которое связано с переживанием смерти (Баскаков В., 1998). Выход из этой ситуации логичен. Смерть удаляется из жизни человека и Человечества, человек выходит из контакта с реальной смертью. Смерть превращается из реальности в имитацию, симулякр (Ямпольский М., Бодрийяр Ж.., 2000). Для этого достаточно взглянуть на экран телевизора — сплошная смерть. Чудеса компьютерной графики достигли такой высоты, что мы видим, как снаряд разрывает тело героя фильма на части. И что? Ничего! Не трогает! Но на показ реальной смерти в кино и на телевидении наложен запрет. Нельзя! Слишком чувствительно! Не избыток ли этой «эрзац-смерти» компенсирует недостаток реальной? Механизм катарсиса, наступающего в момент нашего присутствия рядом с реальной смертью и подчеркивающего в этот момент нашу жизненность, — механизм своеобразного зеркала (может, поэтому в жилище умершего занавешивают зеркала?) активизирует нашу потребность в контакте с этой реальностью. Именно этой жизнеутверждающей силой наполнена гравюра Эшера «Глаз»: если смерть отражается в зрачке глаза — значит, глядящий на нее жив!С другой стороны, перевод смерти из разряда реальности в симулякр превращает этот «запретный» плод не столько в «сладкий», сколько в «страшный». Не только смерть превращается в монстра (Рис.2), но и само слово становится табуированным.Отметим, что традиционно ее изображают леворукой (левшой). Смерть на рисунках косу держит в левой руке или косит ею слева направо. То, что Смерть орудует косой — понятно. Согласно опыту умирающих, вначале у умирающих отказывают ноги («как косой отрезало»). А вот то, что она левша, вытекает из отношения в культуре и социуме к леворукости как к ненормальности (сравни, «прав», «правильно», «правое дело»). Осознавая неотвратимость смерти и, одновременно, зависимость от нее, культура пытается ее таким образом «унизить», сделать непривлекательной (механизм т.н. «соленой конфеты»: ребенок делает сладость непривлекательной в случае невозможности эту сладость получить). Этой же цели служит широко развитый только в нашей стране «черный юмор». Обилие так называемого «черного юмора» (чего только стоят «садистские стишки»!) в нашей стране объяснимо: по подсчетам историков наша страна отличается от других стран обилием войн и революций. А это — сплошь смерть! Только в нашей стране должны были появиться и так широко популярны способы «осмеяния» (снижения значимости) реальности Смерти.Интересно, что в отдельные периоды истории у Cмерти менялся ее инструментарий. Так, в позднее Средневековье француз Жан Коломб изобразил ее со стрелой (Рис.3). Считалось, что гнойные нарывы, свойственные бубонной форме чумы, бушевавшей в то время, остаются от стрел Гнева Господня.Название области и предложенный нами термин — «танатотерапия» — очень четко обозначает главную цель такой терапии — оказание специфической (!) помощи (от греч. thanatos смерть и therapia — уход, забота, лечение) в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с процессами смерти и умирания (Баскаков В., 2001), и, таким образом, отличает ее, с одной стороны, от танатологии — науки о смерти (скорее раздел философии), с другой стороны, — от ухода за умирающими, паллиативной медицины. Хочется подчеркнуть последовательность значений в слове терапия, где на первом месте стоит уход, а лечение — на последнем. Современная медицина, хорошо справляясь с лечением, т.е. с воздействием с целью изменения или приведения к норме, оказывается совершенно бессильной в области профилактики здоровья, здорового образа жизни, т.е в области создания условий (смотри, ниже).В танатотерапии интегрированы знания о разных видах смерти (тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание /остановка, cумасшествие, объектные характеристики тела и др.), предложены конкретные приемы (техники) работы на установление контакта с перечисленными видами смерти.
Материал с сайта В.Ю.Баскакова — https://tanatoterra.com